donnerwort ([info]donnerwort) wrote,

ответ другу на вопрос: что ты думаешь по поводу всего этого?

На улице очень холодно.  То что и как делают организаторы митинга совсем не вызывает воодушевления. Даже наоборот. Причем речь не только о маститых политиках. Немцов, Рыжков, Гудков  и прочие каспаровы вызывают такое единодушное раздражение, что этот их потенциал стали использовать даже на официозном телевиденье.  Но и представители «креативного класса», те самые «новые люди» и «новые лица» уже раздражают не меньше. За два месяца прошедших с чистых прудов-болотной-сахарова было много пафосных заявлений, много креативного бурления, но не появилось ни одной новой идеи, ни одного нового лозунга.  На данный момент протест, который стал главным содержанием всей политической жизни страны этих месяцев,  не имеет никаких целей вообще (не то что конкретных, а вообще никаких). Что хотят сказать люди, которые придут на марш 4 февраля? Что они хотят сказать, против чего выступают?

Однако.. все это не имеет, как мне кажется, значения. То есть как раз марш 4 февраля, а точнее количество пришедших на него людей – имеет очень большое значение. А все остальное - нет.
Мне на самом деле совсем не интересно это шествие, я не испытываю ни малейшего воодушевления, но все таки обязательно пойду 4 февраля на Октябрьскую. 

Как мне кажется, оценивая происходящее важно понимать две вещи.

1.   Люди, конкретные люди связанные с властью: то есть те, кто так или иначе связаны с принятием  политических и экономических  решений (и, разумеется, контролем основных финансовых потоков)… Так вот эти люди, в большинстве своем, куда более пессимистичны в оценке своих действий, чем большинство оппонентов. Ну, или если говорить проще: они думают о себе куда хуже чем мы.  Они даже не считают, а знают, что они жулики и воры (и это даже мягко сказано), что их действия аморальны и вредоносны. Что они построили систему, в которой нормально жить и работать просто невозможно. И что никаких перспектив эта система не имеет.

Собственно где-то с 2007 года – еще до всякого кризиса (я тогда еще работал в «Эксперте») любой разговор с представителем околовластной элиты (особенно связанных с реальными финансовыми потоками) довольно быстро превращался в страстный монолог про «это не может продолжатся долго» и далее про ужасы реального положения вещей и грядущий «пиздец». Время шло, драматизм ощущений нарастал, но ничего не происходило, даже кризис никак не пошатнул систему… Все вроде работало, а люди все терпели и терпели. «Так не может продолжатся долго» - растягивалось в полной временной неопределенности, но эта убежденность никуда не исчезла, а только нарастала. И вот, вдруг, произошел декабрь. Вдруг какие-то люди – причем в большом, очень большом количестве, вышли на улицы с единственным лозунгом «мы больше не будем этого терпеть!». Естественная реакция властной элиты на все это –  НУ ВОТ И НАЧАЛОСЬ. Они ждали этого много лет, ждали, когда наконец придут к ним и скажут – «мы больше не будем этого терпеть!». Пошли вон!!!  Как бы ни устроена была система, но когда образующие ее люди не только не убеждены в своей моральной правоте, а даже наоборот убеждены в отсутствии какого либо морального или прагматического права на власть – она обречена. Спасти их могла бы жажда власти, злобная воля, воля не потерять свое… Но властная элита сегодня предельно расслаблена (олигархстайл: бассейны, девочки\мальчики, катера и яхты – какая тут к черту борьба за власть) и уже все получила. Угрозу своей власти и положению она воспринимает скорее как сигнал фиксировать прибыль и собирать чемоданы. Чем они активно  и занимается последние месяцы. Фиксировать прибыль и собрать чемоданы дело не быстрое, нужно время, но этот тренд и будет определять дальнейшее развитие событий, если протестная активность не сжуется, не сойдет на нет. Если мы по-прежнему будем их подгонять

2.   Положение нынешней власти (в данном случае буквально Путина) определяется в первую очередь важнейшим из ресурсов, которым он владеет – социальным ресурсом, популярностью у населения. Газ, нефть и прочие финансовые потоки – это очень важно, но Путин незаменим и необходим только до тех пор, пока он контролирует этот социальный ресурс. С него началась его власть, на этом строился его режим, на нем он держится до сих пор. Без поддержки населения, без видимости ее, без контроля за ним – Путин никому не нужен, включая и сове окружение.

Чтобы лишить Путина этого ресурса – только 50-80 тысячных митингов «креативного класса», разумеется, не достаточно.  Не хитрая технология превращает митингующих в «креативный класс», в «сетевых хомяков», «хипстеров», «молодых профессионалов» - то есть в очевидное меньшинство, которое страшно далеко от народа.

Выводы из всего сказанного простые.  

– ходить на митинги (совершенно все равно кто и что там говорит, кто и как их организует – все только начинается и сейчас будущее страны зависит не от организаторов, а от людей которые просто приходят на эти митинги и шествия.  

– делать все чтобы Путин получил на выборах как можно меньше голосов. Ну то есть прийти на выборы и проголосовать за кого угодно (в данном случае порча бюллетеня – тоже голос против Путина). Пусть ему придется фальсифицировать выборы так чтобы ни у кого не осталось никаких сомнений – и тут крайне важна функция наблюдателей.

– ну и… очень важно перестать воспринимать себя как отдельные от народа группы. Перестать гордо и высокомерно носить звание «креативного класса», «молодых и успешных»... Вообще-то у простых людей большинство проблем те же что и у вас. Только живут они чаще всего намного тяжелее, напряженнее и скучнее. Просто у них совсем не остается времени и денег ни на что. Ни на фейсбук, ни на кофейни, ни на поездки...  Пока власть имеет дело с 50 тысячами представителей креативного класса – ей неуютно, но боятся нечего, но когда она будет иметь дело с 50 тысячей представителей народа (или мене пафосно – населения страны) – тогда все начнется по настоящему. 


  • Post a new comment

    Error

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments

[info]pingback_bot

February 2 2012, 13:26:13 UTC 3 months ago

ответ другу на вопрос: что ты думаешь по поводу всего э

User [info]falanster referenced to your post from ответ другу на вопрос: что ты думаешь по поводу всего этого? saying: [...] Оригинал взят у в ответ другу на вопрос: что ты думаешь по поводу всего этого? [...]

[info]kostaki

February 2 2012, 13:32:19 UTC 3 months ago

С популярностью у населения сложно, уже четвертый год проседает; сама, без всяких злобных хипстеров.

[info]donnerwort

February 2 2012, 13:37:13 UTC 3 months ago

Так потому и имеют смысл все эти болотные и сахарова, что это не про хипстеров - это про население.

[info]kostaki

February 2 2012, 13:41:28 UTC 3 months ago

Там, по-моему, чуть сложнее и чем-то похоже на 90-й год, когда были хипстеры "против коммунистов" и население "против Горбачева", которые как-то вот совпали по направлению, попали в резонанс.

[info]donnerwort

3 months ago

[info]reader59

February 2 2012, 14:04:09 UTC 3 months ago

Идей нет, факт.
Но ведь и личностей нет тоже.
Сейчас схлопочу "тыволодинскаяпропаганда", но все тот же вопрос: ну, съели мы Великого Пу. И что мы будем делать в соседней камере?

[info]kouzdra

February 2 2012, 14:15:41 UTC 3 months ago

Ага - причем я созрел голосовать за Путина (если лень не одолеет) - просто из того соображения, чтобы было что отвечать нашим "представителям проснувшегося общества" на их любимый вопрос - "кто голосовал за Путина".

Мелочь - а приятно :)

[info]kostaki

February 2 2012, 14:16:12 UTC 3 months ago

Жить. "Когда Адам пахал, а Ева пряла, где был Путин?".

[info]object

February 2 2012, 14:24:43 UTC 3 months ago

"И что мы будем делать в соседней камере?"

Ровно то же, что будете делать, когда Великий Пу умрет естественной смертью.

[info]maksimka

February 2 2012, 14:45:48 UTC 3 months ago

браво. лучший ответ на вопрос.

[info]kouzdra

February 2 2012, 15:19:01 UTC 3 months ago

То есть тоже самое, что и сейчас. А за что тогда борьба? Как говорил профессор Донда, столь трудоемкие средства оправдывает только великая цель :)

[info]object

3 months ago

[info]kouzdra

3 months ago

[info]leise_stimme

February 2 2012, 16:20:31 UTC 3 months ago

Личностей нет, и не надо. Надо неторопясь строить систему, выживание и работоспособность которой не зависит от одной единственной личности. Какой бы хорошей эта личность не была. Современное государство с разделением властей и контрольных функций устроено так, что начав работать оно подгоняет само себя и не нуждается в начальственных окриках сверху. У нас есть в общем и целом неплохие законы, и общество должно заставить госаппарат их просто соблюдать.

[info]demographer

February 2 2012, 16:31:58 UTC 3 months ago

+пицот
это и есть идея

[info]a_bugaev

February 2 2012, 19:54:31 UTC 3 months ago

А как это сделать - "заставить госаппарат их просто соблюдать"? Это ведь как раз самый главный вопрос.

[info]reader59

February 2 2012, 22:41:52 UTC 3 months ago

_начав работать_

вот для этого как раз нужны идеи и личности под них.

[info]leise_stimme

3 months ago

[info]reader59

3 months ago

[info]leise_stimme

3 months ago

[info]reader59

3 months ago

[info]leise_stimme

3 months ago

[info]likh

February 2 2012, 21:00:32 UTC 3 months ago

на мой взгляд, ситуация, когда личностей нет - или мало - искусственная. Связана с зачисткой политического поля. Ведь математики - выдающиеся как ни странно все еще есть, экономисты неплохие появились, даже бизнесмены и финансисты есть вполне толковые. Пусть не самые гениальные, но вполне на уровне. А политиков нет совсем. Как только ослабнут вожжи политики тоже появятся. Чем больше людей придет на митинг и чем меньше голосов получит Путин, тем быстрей они ослабнут.

[info]reader59

February 2 2012, 22:46:43 UTC 3 months ago

вообще-то первый признак пригодной для такого дела личности - ее незачищаемость.
а вожжи ослаблять не надо, при ослабленных вожжах у нас не умники и умницы, но глупое ворье наверх вылезает.
ему проще, оно страху не имет.
сегодняшнее положение как раз результат отпущенных в 70-90-х вожжей.
править вожжами надо не туда, это да.
а отпускать их не надо.

[info]ilgan

February 2 2012, 15:28:13 UTC 3 months ago

по всем почти пунктам соглашусь. но о пессимизме "элит" (п.1) и об их критическом к себе отношении.... это какой-то совсем странный наивняк. конечно, есть там и такие, но многие (думаю, большинство) вообще в другом мире живут - натурально уверены, что поднимают россию с колен. а борьбу с теми, кто протестует, рассматривают, как свою великую отечественную.
боюсь, фиксировать прибыль (была б она) и собирать чемоданы уместнее, мне кажется, тем, кто выходит на улицы и площади.

[info]donnerwort

February 2 2012, 15:30:43 UTC 3 months ago

Не знаю, но мое общение с ними (а так же рассказы знакомых и друзей) говорит об обратном. Только я имею ввиду не сурковских (за ними то и денег нет никаких почти), а за теми кто реально чем-то рулит

[info]ilgan

February 2 2012, 15:47:29 UTC 3 months ago

а я сейчас сразу с несколькими группами именно таких, о ком ты говоришь, общаюсь. как раз на фоне протестов посчастливилось узнать, как они к миру в целом относятся. падонки и жулики - у наулице протестуют. а это истинные патриоты.
тебе, видать, романтики какие-то все попадаются.

[info]donnerwort

3 months ago

[info]ilgan

3 months ago

[info]donnerwort

3 months ago

[info]ilgan

3 months ago

[info]badlink

February 2 2012, 15:37:59 UTC 3 months ago

Спасибо, кэп.

[info]demographer

February 2 2012, 16:30:11 UTC 3 months ago

предуведомление раздражает, а начиная с п1 -- оч хор

[info]g_engelhardt

February 2 2012, 19:28:20 UTC 3 months ago

Да, все так по диагнозу и по рекомендациям. Мб промежуточный вывод немного другой. Сейчас обстановка стала революционной, т.е. начал меняться сам социальный контекст. Пока действительно нет заметных оргструктур, способных реально конкурировать с властью. Например, двинуть большую демонстрацию за черту, предварительно выделив в ней тысяч пять здоровых мужчин. Но даже теперь число таких протоядер и их возможности несравненно выросли по сравнению с ноябрем 2011 г. и нет оснований полагать, что этот рост не продолжится и далее.

Нас еще ждет отдельный праздник - эрозия тайной полиции, когда оперативники профильного департамента ФСБ и Центра "Э" почуют ослабление начальства и попробуют себя в самостоятельной политической игре через наработанную в 2000-2011 агентуру.

[info]likh

February 2 2012, 21:01:50 UTC 3 months ago

отличный пост. со многим согласен.

[info]nasralla

February 2 2012, 21:07:10 UTC 3 months ago

Монетоцентричность детектед. Рулят не миллиарды, а большие батальоны. Все куплю, сказало злато, все возьму, сказал булат.

[info]renata

February 2 2012, 21:50:51 UTC 3 months ago

все так, драйва никакого, а идти надо, хоть и холодно.
и в марте наблюдателем на выборы.
но потом, боюсь, на 5 лет в спячку.
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…